Советы для родителей первоклассников

Советы психолога по адаптации ребенка к школе

Пять языков любви

Как реагировать на негативные эмоции детей

Если ваш ребенок попал в дурную компанию

Ваш ребенок попал в дурную компанию: что делать?

Почему же ребенок попадает в «дурную компанию»?

Причины, по которым дети начинают «скатываться вниз», нельзя объяснить односторонне. Эти причины подробно исследуются врачами, психологами, социологами и педагогами.

Вот только небольшой их перечень:

  • Бунтарство;
  • Недостаток душевного тепла и любви;
  • Любопытство;
  • Эксперименты над сознанием;
  • Примеры ровесников;
  • Отсутствие мотивации;
  • Отсутствие чувства ответственности и внутренней дисциплины;
  • Серьезные внутренние конфликты: неудовлетворенность, ощущение несчастья, депрессия, скука, тревога, комплексы;
  • Неуверенность в себе;
  • Проблемы социализации;
  • Желание повысить свою популярность и расширить круг общения;
  • Непонимание в семье.

Будьте честны сами с собой!

Перед тем, как ограждать ребенка «от плохого влияния», в особенности, когда он уже попал под него, следует разобраться: от кого или от чего убегает он, например, в наркотики? Необходимо проанализировать, в первую очередь, собственное поведение, честно примеряя на себя следующие замечания:

  • Вы запрещаете ребенку все подряд, или же, наоборот, все разрешаете;
  • Если вы начинаете вести воспитательную беседу, то делаете это тошно, скучно и нудно;
  • Бывает, что вы строго наказываете ребенка за незначительный проступок (в особенности, если у вас неважное настроение), но лишь слегка журите за серьезную провинность (если благодушно настроены), таким образом, показывая ему свою полную непрогнозируемость и неадекватность ваших действий;
  • Когда ребенок рассказывает вам о какой-то своей проблеме, вы стараетесь отмахнуться, считая ее несущественной;
  • Вы все время демонстрируете ребенку существенное расхождение между вашим собственным поведением и вашими принципами воспитания (к примеру, говорите о вреде курения, держа зубах сигарету, либо, чавкая за столом, рассуждаете о культуре поведения);
  • Вы обыскиваете стол и вещи ребенка, и все, что найдете, выставляете напоказ, подвергая публичному осмеянию и осуждению;
  • Вы считайте, что ребенок — Ваша собственность, и Вы можете делать с ним, что хотите, в особенности — навязывать ему свое мнение и убеждения.

Если вы согласны пусть даже только с одним из этих утверждений, это означает, что Ваш ребенок имеет реальные шансы связаться с «дурной компанией». А для того, чтобы этого избежать, прежде всего, необходимо менять свои принципы воспитания и свое поведение.

«Главней всего – погода в доме». Рекомендации:

Очень важно, какая атмосфера царит в вашей семье, а также достаточно ли времени уделяете вы своему ребенку. В семье непременно должны существовать некие ценности и интересы, увлекающие всех ее членов. Это могут быть музыка, коллекционирование, религия, спорт, наконец. Только эти увлечения обязательно должны быть совместными, общесемейными.

Для правильного развития ребенку необходимы яркие новые впечатления. Способов такие впечатления создать существует великое множество. Это могут быть как первые в жизни катания на санках с горы, так и выезды на природу или походы в театр. Лучше всего, чтобы такие впечатления стали для ребенка неожиданностью, приятным сюрпризом.

Дому нужны праздники. Ребенку, кроме родителей, нужны люди, которые разговаривают с ним, приходят в гости, любят его. Ребенку всегда хочется чувствовать, что взрослых волнуют его мысли, его радости и маленькие тайны. Ребенок не должен быть посторонним предметом, который существует лишь для сюсюканья и тисканья.

Ласка и тепло – обязательное условие для формирования психики любого ребенка. И с самого раннего детства необходимо приучать маленького человечка к ответственности. Ребенок должен знать, — за каждый плохой поступок следует порицание, а любую похвалу надо заслужить.

И еще одно общеизвестное правило – ребенок должен быть занят. Уроки в школе, занятия спортом, танцы, фотография, компьютерные игры, какое-то рукоделие не только не дадут вашему ребенку возможности «заняться глупостями», но и научат его планировать свое время, отвечать за выполнение взятых на себя обязательств, обучат собранности и аккуратности.

И, не сомневайтесь, у вас появится множество моментов, когда вы станете гордиться своим ребенком и собою, — как человеком, способствующим его становлению и взрослению.

Родители, которых коснулась эта проблема, говорят о ней, как правило, следующим образом: «Все было замечательно. Ребенок нормально учился, сидел дома, во всем слушался, потом связался с ужасными сверстниками и — пошло-поехало».  Есть мнение и оно выглядит вполне логично, что подросток выбирает то окружение, которое соответствует его жизненным ориентирам и ценностям, усвоенным в более раннем возрасте. Как это не трудно принять некоторым родителям, негативное окружение – это всего лишь результат  их методов воспитания. К дурным компаниям ребенок, как правило, идет за тем, чего не получал в семье – внимания, самоутверждения, острых ощущений.

Первое, что потребуется – здраво, без лишних эмоций оценить ситуацию и понять, так уж скверны ли его друзья. Пригласите их к себе в дом. Этим вы, во-первых, покажите ребенку, что вам интересно то, что интересует его. Во-вторых, вы будете всегда ненавязчиво  держать руку на пульсе. Постарайтесь быть непредвзятыми и понять, что ваши сын или дочь не роботы, которым должно непременно  нравиться то, что нравится вам. Подросток – это формирующаяся личность со своими взглядами на жизнь, вкусами и  потребностями. Если вы с ними не будете считаться, как ребенок будет уважительно относиться к вам.

Если, все же,  опасения подтвердились, здесь не до сантиментов. Потребуется решительность, исключительное внимание и комплексный подход. Специалисты рекомендуют, прежде всего, увлечь ребенка. Подойдут секции, кружки, компьютер. Но лучше всего, интересное и, совместное с вами, времяпрепровождение – походы, поездки, развлечения. Находите любой удобный момент поговорить по душам, поинтересоваться проблемами. Потребуется, смените школу, район и даже город. Если не найдете на это времени или средств, не жалуйтесь, когда в будущем  потеряете контроль над подростком. Помните, что ребенок – это самый важный проект в жизни любого человека.

Как подготовить ребенка к экзаменам

sova1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период подготовки к экзаменам. Учтите в расписании 15-20 минутные перерывы после часа работы.

3. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.

4. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

5. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

6. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

7. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время.

В день сдачи экзаменов не забудьте:
— Разбудить его вовремя,
— Приготовить одежду, соответствующую торжественности случая,
— Положить необходимые учебные принадлежности,
— Пожелать ему удачи и успехов.

10 заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой. 

Януш Корчак

Внимание! Наркотики!

Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области подготовлена «Методическая справочная информация о предупреждении и профилактике потребления наркотиков и наркомании, о противодействии спросу и предложению на наркотики».

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Организации и учреждения, которые могут помочь:

Наркологические кабинеты г. Саратова:

— Ленинский – ул. Деловая, д.6, т. 66-61-66;

— Октябрьский, Фрунзенский – ул. Дегтярная, д.4, т.29-51-82;

— Волжский – ул. Б. Горная, д.43, каб. 402а, т. 28-88-91;

— Кировский – ул. Украинская, д.6, т. 55-07-74;

— Заводской – ул. Огородная, 83, т.95-05-00;

Служба «Телефон Доверия» ММУ «Городской психоневрологический диспансер», т.75-14-00 (круглосуточно)

Главный детский психиатр и нарколог области – 39-28-58

Отделение наркологии Клиники кожных и венерических болезней СГМУ им. В.И. Разумовского – ул. Симбирская, 154 т.57-22-99

СООБЩИТЕ, ГДЕ ТОРГУЮТ СМЕРТЬЮ

Нельзя терпеть незаконный оборот наркотиков:

Если Вам известны факты планирования, приготовления, непосредственного осуществления незаконного оборота наркотиков, а также лица, которые причастны к правонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, обязательно обращайтесь и сообщайте об этом:

в Управление ФСКН России по Саратовской области (г. Саратов, улица Рабочая, дом 24), телефоны (код Саратова 8-845-2) дежурной части 21-05-10; 21-05-09, телефон доверия 21-04-16. Аппарат управления обеспечивает контроль за оборотом наркотиков и противодействие незаконному наркообороту на территории всей Саратовской области, наделён правом межрегиональной деятельности и международного сотрудничества. Сообщение можно послать и по электронному адресу УФСКН России по Саратовской области  – fskn64@san.ru. О деятельности  УФСКН России по Саратовской области можно узнать из Интернет-сайта. Адрес сайта  – www.64.fskn.gov.ru

den-borby-s-narkomaniej_2 (1)jpg

Как защитить ребёнка

6_4 (1)7_48_39_410_2

Воспитание детей по темпераменту

Уважаемые родители, все мы знаем, что в отношениях со взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство родителей абсолютно забывают об индивидуальном подходе. А ведь краеугольный камень воспитания — чтобы вырастить гармоничную личность, нужно стимулировать развитие недостающих и мягко подавлять ярко выраженные черты характера. Данный материал поможет лучше понять вашего ребёнка и разобраться в его индивидуальных особенностях.

ХОЛЕРИК

(Сильный, неуравновешенный, подвижный темперамент)

Этот темперамент — один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям постоянные хлопоты. «Покой нам только снится!» — Могут сказать они про своего малыша-холерика. Также некоторые особенности такого темперамента присущи всем детям.

Характерологические черты

Положительные

  • высокая активность;
  • энергичность;
  • быстро осознает обстановку;
  • общительность;
  • решительность;
  • возбужденная убедительная речь;

Негативные

  • невыдержанность
  • вспыльчивость
  • агрессивность
  • неустойчивое поведение
  • резкость в отношениях, конфликтность
  • цикличность в работе, в переживаниях, настроениях

Малыш с таким типом нервной системы — непоседливый, озорной. Он шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и драчун, который постоянно устраивает скандалы и ссоры. Речь холерика отрывочная, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна.

Движения такого малыша стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются устойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности.

Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но через свой вспыльчивый характер постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребенок склонен к игре на публику, она постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет соответствующей реакции. Поэтому ребенок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве.

Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, с незначительных причин. Засыпают холерики трудно, под впечатлением событий дня. Если родители пытаются наказать малыша за неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к сопротивлению, к самозащите.

Как правильно воспитывать ребенка-холерика

1. Основным подходом в воспитании ребенка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.

2. Исключите из обстановки то, что слишком возбуждает нервную систему ребенка.

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби.

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости.

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка.

6. Упорно приучайте малыша доводить до конца начатое дело.

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками следует мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями.

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребенка, замечания делайте строго, но спокойно.

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойную, тактичное требование.

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, стоит гасить любую агрессивность ребенка в зародыше.

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности.

12. Вашему малышу важно знать, что к его словам прислушиваются.

САНГВИНИК

s

(Сильный, уравновешенный, подвижный темперамент)

Сангвиник — это дружелюбный, общительный, жизнерадостный малыш. При этом он довольно спокойный и рассудительный. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы увлечений.

Характерологические черты

Положительные

  • высокая подвижность;
  • высокая адаптивность (легко приспосабливается к новым условиям);
  • увлеченность, вдохновение;
  • общительность;
  • жизнерадостность, оптимизм;
  • доброжелательность;
  • не чувствительна;
  • выразительность мимики и пантомимики;
  • деятельный при условии интересного дела;

Негативные

  • несобранность;
  • ненадежность (всегда обещает, но не всегда выполняет свои обещания);
  • изменчивость, легкомыслие, разбросанность;
  • поверхностность восприятия;
  • недостаточная способность к сосредоточению, отсутствие усидчивости;
  • недостаточная настойчивость;
  • однообразие их тяготит;

Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника безгранична, кажется, что он прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Малыш с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтный, поэтому с ним трудно поссориться. «Жизнь без ссор» — таков его жизненный девиз. Но есть и обратная сторона «солнечной» натуры, о котором не должны забывать взрослые: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Как правильно воспитывать ребенка-сангвиника

1. Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Милый малыш-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2. Контролировать поступки и действия.

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у нее устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, потому что есть склонность к зазнайства.

7. Подражайте в общении с сангвиником дух легкости, веселья и юмора, это ему понравится.

8. Помните, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником и его легкомыслия, и изменчивости.

 

 МЕЛАНХОЛИК

m

(Слабый тип высшей нервной деятельности)

Меланхолик — это мягкий и послушный малыш. Меланхолики застенчивые, робкие, а нерешительность — одна из основных черт их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и ​​произношении малыша-меланхолика. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь не каприз. Он чутко реагирует даже на человеческий голос: попробуй его только повысить — и такой малыш сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Характерологические черты

Положительные

  • повышенная чувствительность;
  • сердечность, способность к состраданию;
  • тонкая восприимчивость;
  • в привычной обстановке — исполнительный работник;
  • мягкость;
  • доброжелательность;

Негативные

  • впечатлительный и застенчивый, евпевнений в себе;
  • часто задумывается;
  • замкнутость;
  • пониженная активность;
  • низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях);

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени». Часто «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Уязвимости меланхолика нет конца и края. Меланхолические дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочным вещам.

Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях становится растерянным, работает значительно ниже своих возможностей.

Знание меланхолику даются тяжело, за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, трудно вступают в контакт со сверстниками. Движения неуверенные, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Такой малыш очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, тяжело просыпается, тяжело переходит от одного вида деятельности к другому.

Как правильно воспитывать ребенка — меланхолика

1. Основным подходом в воспитании ребенка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «не навреди».

2. В общении с таким ребенком и в воспитательных воздействиях учитывайте уязвимость его психики — не повышайте голос и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

3. Помните, что ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с кроткими.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У вашего малыша особая интуиция, и ему жизненно необходимо чувствовать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не пропускайте случая показать своему уязвимом чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях — это провоцирует развитие серьезных комплексов.

8. В общении со своим ребенком чаще используйте тактильный контакт: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и др..

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленную слабостью нервных процессов — не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните, что даже игры утомляют ребенка и могут привести к стрессу.

10. Стрессовой для ребенка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него неосуществимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребенком приказов, так как они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, подбадривайте теплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего малыша.

17. Не пугайте и не пугайте своего малыша. Ребенку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните, что для меланхолика больше всего подходит ровная работа, требующая усидчивости и терпения. Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните, что нужно не перековывать темперамент вашего малыша, а помогать ему развиваться.

Ребенок-флегматик

Из всех типов темперамента, легче всего поладить с миролюбивым флегматиком. Малыши, родившиеся с темпераментом миролюбивого флегматика это просто «золотые» дети. Они счастливы, если с ними есть рядом кто-то; куда бы их не положили, они везде хорошо чувствуют себя, спокойно переносят изменяющийся распорядок дня. Обожают друзей, но так же хорошо чувствуют себя и в одиночестве. Буквально ничто не может побеспокоить их, они весело наблюдают вокруг себя за приходящими и уходящими людьми.

Миролюбивый флегматик успокоит необузданность популярного сангвиника. Не слишком подпадает под влияние блистательных решений идеального холерика. Не воспринимает слишком серьезно подробные планы идеального меланхолика.

Он великий компенсатор среди нас всех, и именно он доказывает, что «не стоит брать тяжелого в руки и дурного в голову». И по большому счету, и в самом деле, не стоит! Все мы являемся составными частями единого целого, в котором каждый тип темперамента — при условии его правильного функционирования -найдет свое место, образуя великолепный, общий, гармоничный портрет человечества.

Характерологические черты

Положительные

  • всегда спокоен;
  • терпелив;
  • обязательность;
  • спокойный, рассудительный, собранный
  • терпеливый, уравновешенный;
  • его практически невозможно вывести из себя;
  • отличается высокой работоспособностью;
  • настойчивость
  • способен к большим нагрузкам в работе;
  • уравновешенный в отношениях;
  • внимательный слушатель;

Негативные

  • все делает медленно;
  • малоподвижный;
  • требует времени для сосредоточения;
  • медленно принимает решения;
  • упрямство;
  • безынициативность;

Многосторонний

Миролюбивый флегматик это, в первую очередь, личность уравновешенная, он не поддается соблазну впадать в крайности или излишества, всегда выбирает надежную» золотую серединку», избегает конфликтов и пристрастных решений. Он никого не обижает, не привлекает к себе внимание, молча делает то, о чем его просят, и не ожидает за это похвалы. Если энергичный холерик «прирожденный» руководитель, то миролюбивый флегматик «обученный» руководитель, который при соответствующем стимулировании может взойти на вершину, потому, что имеет склонность найти со всеми общий язык. Если энергичный холерик предпочитает делать все сам, то миролюбивый флегматик, скорее всего, останется на заднем плане, и если его не позовут, то сам он никогда не будет проталкиваться вперед.

Он всегда спокоен, никогда не впадает в гнев, терпеливо и стойко переносит стресс, его поведение целесообразно, он верный и терпеливый. Не ставит цели перед другими, не желает любой ценой улучшить свою жену и своих детей, потому что искренне воспринимает нас такими, какими нас создал бог, какими мы есть нас самом деле. Миролюбивый флегматик, как личность, выдающийся родитель, правда, не всегда содержит детей в строгости и дисциплине. Его легкий нрав всегда удовлетворяет и радует детей. А рассудительности, которой наградила природа женщин-флегматиков, завидуют все популярные сангвиники. Благодаря их кроткому и тихому нраву, чрезвычайно приятно находиться в их обществе.

Сдержанная личность

Миролюбивый флегматик настолько приятная, спокойная и кроткая личность, что буквально каждая семья должна позаботиться о том, чтобы заполучить и себе пару-тройку флегматиков, если таких еще до сих пор не было.

Если миролюбивый флегматик и возьмет на себя ведущую роль, то часто отказывается от нее, если в ней нужно выступить публично. Он не нуждается в благодарности, и тем более «не будет корчить из себя идиота». Общество смиренного и деликатного, миролюбивого флегматика очень приятно. Тот, кто хочет стать святым, тому есть чему поучиться у него. Легкий, изящный Миролюбивый флегматик предпочитает подходить к делам спокойно и постепенно. Он не мыслит слишком далекими перспективами. Миролюбивый флегматик никому не желает создавать проблем, лучше молча воспримет данную ситуацию, чем поднимет вопрос с целью ее изменения.

Преодолевает возникающие недоразумения

Во многих случаях жизнь полна конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают между родителями и детьми, учителем и учеником, начальником и подчиненным. В то время как первых три типа темперамента противостоят и противоборствуют в этих ситуациях, миролюбивый флегматик пытается поддержать всеобщий мир. Пока другие поднимают волны, миролюбивый флегматик пытается утихомирить разбушевавшееся море. Там, где другие отстаивают собственную правоту, миролюбивый флегматик, спокойно откинувшись назад, формирует собственное объективное мнение. Каждая семья и каждый коллектив нуждаются хотя бы в одном таком миролюбивом флегматике, который бы взвесив точки зрения всех сторон, мог дать спокойный, беспристрастный и обстоятельный ответ на возникающие вопросы и недоразумения.

Библия учит: «будьте безупречными и невинными, совершенные дети Господни…», и к выполнению этого требования ближе всего стоят миролюбивые флегматики. Не создают лишних проблем; хорошо ладят с другими людьми, у них нет врагов.

Люди с другим типом темперамента должны упорно потрудиться над тем, чтобы приобрести себе друзей, и научиться обращению с людьми, в то время как миролюбивые флегматики уже имеют эту способность как отдельный, самостоятельный дар.

Такому малышу свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя трудно найти настоящего друга. Дети-флегматики не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Такой ребенок засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал.

Так как флегматичный ребенок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и долго, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

Как правильно воспитывать ребенка — флегматика

  1. Помните, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка космических скоростей.
  2. Учите ребенка рационально распределить время.
  3. Не давите на своего ребенка, потому что под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неуклюжей и пассивной.
  4. Не называйте ребенка «копушей», особенно при других людях.
  5. Помните, что дети — флегматики очень нуждаются в одобрении.
  6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.
  7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений
  8. Пытайтесь развивать любознательность ребенка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).
  9. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  10. Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если она радуется, позволяйте радоваться в полную меру и пр..
  11. Привлекайте ребенка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).
  12. Прививайте ребенку навыки общения.

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

agrПовышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

  1. . ухудшением социальных условий жизни детей;
  2. кризисом семейного воспитания;
  3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
  4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино — и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

— полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
— выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
— переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

— констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

— констатирующий вопрос («ты злишься?»);

— раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать
силу?»);
— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
— апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет

агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно

взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

— повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
— демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
— крик, негодование;
— агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
— сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
— негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
— использование физической силы;
— втягивание в конфликт посторонних людей;
— непреклонное настаивание на своей правоте;
— нотации, проповеди, «чтение морали»,
— наказания или угрозы наказания;
— обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;
— сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
— команды, жесткие требования, давление;
— оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения.

И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

— публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
— не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
— предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

— нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

— пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
— внушение спокойствия невербальными средствами;
— прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
— использование юмора;
— признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений


  1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

  1. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

  1. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

  1. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

  1. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись», — «погладь по голове», — «пожми руку», — «предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.).

Авторитет родителей

авторитет родителей 1 авторитет родителей 2 авторитет родителей 3 авторитет родителей 4 авторитет родителей 5

Про детскую злость

1 2 3 4 5 6 7 8

Как научить ребенка выражать свои эмоции

1 2 3 4 5 6 7 8